Гармонично развитое поколение – решающая сила в развитии страны
17.02.2012

Во Дворце симпозиумов в Ташкенте 17 февраля состоялась международная конференция «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения – как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны», организованная по инициативе Президента Ислама Каримова.


В форуме приняли участие представители многих крупнейших международных организаций и финансовых институтов, в том числе ООН, Азиатского банка развития, Всемирного банка, Исламского банка развития, руководители системы образования, ученые и специалисты из 48 стран мира, включая Великобританию, Германию, Италию, Китай, США, Южную Корею, Японию, Россию и другие государства.


Конференция была посвящена изучению опыта Узбекистана в создании национальной модели непрерывного образования и воспитания гармонично развитого молодого поколения, ее эффективной реализации в целях формирования решающей силы сегодняшнего и завтрашнего дня – активной, целеустремленной молодежи, обладающей многогранными талантами и высокими нравственными ориентирами, самыми современными знаниями и востребованными профессиями, которой для этого в стране созданы все условия.


Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов выступил на открытии международного форума.


Узбекистан после обретения независимости выбрал свой собственный путь развития – путь масштабных реформ, направленных на строительство демократического правового государства, социально ориентированной рыночной экономики и сильного гражданского общества. Как подчеркивал глава нашего государства, достижение благородных целей, стоящих перед народом Узбекистана, будущее страны, ее процветание и благоденствие, то, какое место она займет в мировом сообществе в XXI веке, – все это зависит прежде всего от нового поколения, от того, какими вырастут наши дети. Эти мудрые слова ярко отражают суть реализуемой в Узбекистане в годы независимости государственной политики, главным приоритетом которой стала забота о воспитании гармонично развитого молодого поколения – физически здорового и духовно зрелого, интеллектуально богатого, обладающего не только разносторонними знаниями, но и умеющего самостоятельно мыслить, смело смотреть в будущее.


В соответствии с этими задачами, отвечающими требованиям проводимых в стране демократических и рыночных преобразований, осуществлено кардинальное реформирование системы воспитания, образования и подготовки кадров. Прочным фундаментом этого процесса послужила сформированная законодательная база. В Конституции Республики Узбекистан закреплено, что каждый имеет право на образование, при этом государство гарантирует получение бесплатного общего образования. Был принял ряд целевых указов и постановлений Президента страны, постановлений Кабинета Министров Узбекистана.


Началом нового этапа глубоких реформ в этой важнейшей сфере стало принятие по инициативе Президента Ислама Каримова 29 августа 1997 года Закона «Об образовании» и не имевшей аналогов по своим масштабам, комплексности и целям Национальной программы по подготовке кадров. Образование в Узбекистане было законодательно провозглашено приоритетной сферой развития, удовлетворяющей экономические, социальные, научно-технические и культурные потребности личности, общества и государства.


В своем выступлении президент Азиатского банка развития Харухико Курода отметил, что успехи Узбекистана в социальном и человеческом развитии заслуживают самой высокой оценки. Глубоко продуманное и своевременное инвестирование сферы образования способствует экономическому росту и приносит пользу обществу. Узбекская модель образования учитывает потребности, связанные с глобализацией, и является средством обеспечения того, чтобы Узбекистан играл все более важную роль в Азии и в целом мире.


Уникальность узбекской модели подготовки кадров признана всем мировым сообществом. Анализ международного опыта показывает, что во многих развитых странах реформы в этой сфере осуществлялись, как правило, только в системе образования, не были столь масштабны по широте и глубине охвата, научной обоснованности, участию в них всего общества, как это происходит в Узбекистане. Главной отличительной особенностью нашей Национальной программы стала ее целостность, системный подход, где составляющими единого процесса являются личность, государство и общество, непрерывное образование, наука и производство. Она решает задачи поэтапного совершенствования системы образования как единого учебно-научно-производственного комплекса, ориентированного на подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров для всех отраслей экономики и сфер жизни страны, обеспечение эффективной интеграции образования, науки и производства, духовно-нравственное воспитание молодежи на основе национальных и общечеловеческих ценностей, а также развитие взаимовыгодного международного сотрудничества в области подготовки кадров.


Безусловно, реализация столь масштабных задач возможна лишь в той стране, где устойчиво развивается экономика и где не на словах, а на деле высшей ценностью является человек, его интересы. За последние 5 лет среднегодовые темпы роста ВВП нашей страны в среднем составили 8,5 процента. По этому показателю Узбекистан находится среди наиболее динамично развивающихся экономик мира. Все это позволяет постоянно увеличивать средства, выделяемые на социальную сферу, в том числе на образование. Сегодня в общей сложности около 60 процентов расходов Государственного бюджета направляется на эти цели.


На пленарном заседании конференции была предоставлена подробная информация о созданной в Узбекистане национальной модели образования и воспитания гармонично развитого молодого поколения страны, которую предварил показ видеофильма о результатах реализации Национальной программы по подготовке кадров.


В ходе ее осуществления коренные изменения произошли не только в форме, но и в самой сути образования, ставшем непрерывным. Так, сегодня эта система включает в себя дошкольное, 9-летнее общее среднее, 3-летнее среднее специальное и профессиональное, высшее, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовку кадров. В этом ряду также находится внешкольное образование. Принципиально важным новым звеном в непрерывной образовательной цепи стало среднее специальное, профессиональное образование. Были созданы учебные заведения совершенно нового типа – профессиональные колледжи и академические лицеи, куда школьники поступают после окончания 9-го класса.


Сегодня в нашей стране действуют 9779 общеобразовательных школ. В рамках реализации Государственной общенациональной Программы развития школьного образования на 2004-2009 годы было построено и капитально отремонтировано более 8,5 тысячи школ, большинство из них – на селе. На эти цели было израсходовано 1,4 триллиона сумов. Работа по укреплению материально-технической базы школьного образования продолжается, и ее результатом стало то, что для детей созданы одинаковые условия как в городских, так и в сельских школах. Все они оснащены современным учебным оборудованием, действуют компьютерные классы. 96 процентов всех школ страны подключены к электронно-информационной сети «ZiyoNet».


Наша страна одной из первых осуществила переход на 12-летнее обязательное образование. Создание не имеющей аналогов в международной образовательной практике системы среднего специального, профессионального образования было обусловлено в первую очередь потребностями экономики страны, ориентированной на выпуск конкурентоспособной продукции и нуждающейся в том, чтобы молодежь, получившая базовое среднее образование, приходила на предприятия уже подготовленной, имеющей специальность, знающей основы производственного процесса. Эту задачу успешно решают колледжи, где юноши и девушки не только совершенствуют свои знания по общеобразовательным дисциплинам, но и обретают сразу несколько востребованных на рынке труда профессий. Важную функцию выполняют и лицеи, где учащиеся, также получая общее образование, более углубленно, с академическим уклоном, изучают дисциплины определенного профиля. После окончания как лицеев, так и колледжей юноши и девушки имеют достаточный уровень знаний для того, чтобы поступить в вуз и продолжить образование по выбранной специальности.


В настоящее время в стране насчитывается 1396 профессиональных колледжей и 141 академический лицей. Особо следует отметить, что такие учебные заведения есть сегодня даже в самых отдаленных районах страны. Специально для них были возведены прекрасные современные здания. Учебно-производственные помещения и лаборатории оборудованы по последнему слову техники, оснащены самой современной аппаратурой. Сегодня в этих учебных заведениях обучается около 1,7 миллиона юношей и девушек. Занятия с ними ведут опытные педагоги, среди которых есть кандидаты и доктора наук. Разработан общегосударственный классификатор, который охватывает 86 направлений обучения, 225 профессий и 578 специальностей, востребованных в разных отраслях экономики. Отраслевые профессиональные колледжи находятся под патронажем крупных промышленных предприятий страны, участвующих в подготовке молодых кадров для своего производства.


Следует подчеркнуть, что для всех ступеней образования в Узбекистане разработаны и внедрены отвечающие требованиям времени новые государственные образовательные стандарты, учебные программы, включая мультимедийные, а также учебники и учебные пособия, которые издаются многомиллионными тиражами. Широко применяются передовые педагогические технологии и интерактивные методы обучения. В каждом учебном заведении есть свой информационно-ресурсный центр, располагающий большим фондом учебной литературы, в том числе на электронных носителях. Все это создает условия для получения качественных, глубоких, разносторонних знаний.


Кардинальные реформы проведены в нашей стране в системе высшего образования, которая стала двухуровневой, состоящей из бакалавриата и магистратуры. Сегодня в Узбекистане действуют 59 высших образовательных учреждений, 11 региональных филиалов ташкентских вузов и 6 филиалов ведущих зарубежных высших учебных заведений. При этом в каждом регионе есть свой университет и ряд профильных институтов, которые готовят профессионалов для решения задач регионального развития.


Подтверждением ориентированности национальной модели образования на подготовку высокопрофессиональных кадров является плодотворное международное сотрудничество в этой сфере. Таких специалистов сегодня выпускают созданные в Ташкенте Международный Вестминстерский университет и Туринский политехнический университет, Сингапурский институт развития менеджмента, филиалы Московского государственного университета имени М.Ломоносова, Российского государственного экономического университета имени Г.Плеханова и Российского государственного университета имени И.Губкина. Расширяется практика создания совместных с зарубежными партнерами факультетов и кафедр, в том числе по углубленному изучению иностранных языков.


В вузах страны развивается процесс интеграции образования, науки и производства. Студенты активно участвуют в научных исследованиях, занимаются инновационной деятельностью, в том числе по заказам предприятий. О востребованности ее результатов свидетельствует постоянное участие студенческих работ в ежегодных ярмарках, представляющих новые технологии и наукоемкую продукцию нашей страны. Только в 2011 году на Республиканской ярмарке инновационных идей, технологий и проектов были заключены договора на внедрение созданных в вузах технологий и разработок на 3 миллиарда 579,4 миллиона сумов.


Налажены тесные взаимовыгодные связи с научно-исследовательскими учреждениями, где студентов привлекают к фундаментальным изысканиям. Это способствует подготовке молодых научных кадров. По инициативе Президента страны при ведущих вузах с участием Академии наук Узбекистана в настоящее время создаются научно-учебные лабораторные комплексы по самым перспективным направлениям науки, техники и технологий.


Активно развивается структура послевузовского образования. В высших учебных заведениях действует около 30 специализированных советов по защите кандидатских диссертаций по 70 направлениям, докторских – по 37 направлениям. Из года в год растет число молодых талантливых ученых – недавних выпускников вузов, имеющих научную степень.


Не меньшее внимание уделяется также повышению квалификации и переподготовке уже работающих специалистов. В этом заинтересованы сами предприятия – повышающиеся требования к качеству выпускаемой продукции, росту ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках и вместе с тем снижению себестоимости вызывают необходимость постоянного обновления технологий, внедрения все более совершенных методов производства. Эффективность этого процесса в первую очередь зависит от кадров, их знаний и квалификации.


Высокий уровень квалификации специалистов Узбекистана известен во всем мире. Поэтому так велик интерес ведущих зарубежных компаний и фирм к созданию в нашей стране совместных предприятий. Их количество постоянно растет, как и объем иностранных инвестиций в реальный сектор национальной экономики, который в прошлом году составил почти 2,9 миллиарда долларов США.


Важным фактором дальнейшего развития системы образования в нашей стране стала утвержденная постановлением Президента Ислама Каримова Программа модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинального улучшения качества подготовки специалистов на 2011-2016 годы. В ней определен комплекс целевых мероприятий, который включает строительство и реконструкцию зданий вузов, их оснащение, создание новых современных лабораторий, оптимизацию направлений обучения, совершенствование образовательных стандартов.


Неотъемлемой частью гармоничного развития молодого поколения является его духовно-нравственное воспитание. Оно направлено на формирование у юношей и девушек чувства патриотизма, современного мировоззрения, приоритета в их сознании национальных и общечеловеческих ценностей, стремления быть полезным своей стране.


Органичная составляющая процесса воспитания – массовое привлечение детей и молодежи к активным занятиям спортом, который не только укрепляет здоровье, но и формирует характер, волю, умение преодолевать трудности. В нашей стране создана не имеющая аналогов в мире трехступенчатая система ежегодных соревнований школьников «Умид нихоллари», учащихся колледжей и лицеев «Баркамол авлод» и студенческой Универсиады. Во всех учебных заведениях, в том числе на селе, есть оснащенные по международным стандартам спортивные залы, спорткомплексы.


Высокое качество разностороннего образования, которое получает сегодня молодое поколение в Узбекистане, подтверждают факты. Так, в годы реализации Национальной программы по подготовке кадров учащимися школ нашей страны на международных предметных олимпиадах было завоевано 157 медалей, в том числе 29 золотых. Многие студенты вузов Узбекистана являются победителями международных олимпиад по разным дисциплинам. Среди наших молодых музыкантов и художников растет число лауреатов различных престижных международных конкурсов. Прославляют Родину на весь мир и победы молодых узбекских спортсменов на Олимпийских играх, чемпионатах мира и континента, других соревнованиях.


Содействие развитию в Узбекистане системы подготовки кадров новой формации оказывают многие авторитетные международные организации и финансовые институты, реализуется целый ряд крупных совместных проектов во всех направлениях образования. В частности, в рамках инвестиционных проектов Азиатского банка развития, германского банка «KfW», и узбекско-швейцарского проекта «Развитие профессиональных навыков» массовым тиражом было издано около 90 наименований учебной литературы для школ, колледжей и лицеев.


Выступившие на заседании заместитель Генерального секретаря ООН Нойлин Хейзер, ректор Международного Вестминстерского университета (Великобритания) Джеффри Петтс, ректор Московского государственного университета имени М.Ломоносова Виктор Садовничий, президент Исламского банка развития Ахмед Мохаммед Али, проректор Вебстерского университета (США) Нанси Хеллеруд, президент Сингапурского института развития менеджмента Эрик Куан, ректор университета Хосей (Япония) Тошио Масуда, директор по взаимодействию с государствами Европы и Центральной Азии Всемирного банка Теодор Алерс и другие отметили, что образование в современном мире рассматривается как главный фактор прогресса, и дали самую высокую оценку осуществленным в Узбекистане масштабным реформам в этой сфере. Подчеркивалось, что за короткий по историческим меркам период были достигнуты поистине колоссальные успехи. Последовательные реформы, проводимые в системе образования Узбекистана, служат важным фактором достижения нашей страной Целей развития тысячелетия.


В эффективности преобразований, проведенных в Узбекистане, зарубежные участники конференции еще раз убедились, побывав накануне в ряде ведущих вузов, профессиональных колледжей, академических лицеев и общеобразовательных школ, где ознакомились с их работой.


На конференции отмечалось, что созданная и успешно реализованная в нашей стране модель подготовки кадров, получившая во всем мире название «узбекской модели», может служить примером для многих государств, в том числе развитых, по своей результативности и достижению поставленных целей.


Затем участники конференции продолжили работу на секционных заседаниях, где обсудили перспективы дальнейшего развития в нашей стране и в мире в целом системы непрерывного образования и воспитания.


В Узбекистане за годы независимости выросло действительно разносторонне одаренное, талантливое, высокообразованное и интеллектуально развитое молодое поколение. Сама жизнь доказала правильность осуществляемой под руководством Президента страны нацеленной в будущее огромной работы по созданию всех необходимых условий для того, чтобы молодежь Узбекистана, обладающая огромным потенциалом, в полной мере могла реализовать его на благо своей страны, своего народа, строящего новую жизнь.


По результатам работы форума был принят итоговый документ – рекомендации международной конференции.


                o`zb   рус   eng
Сегодня: 23.09.2019
© 2008 - 2019 Пресс-служба Президента Республики Узбекистан